Почта Телеграфъ

Почта Телеграфъ

 

Почта Телеграфъ

 

 

 

До 1910 года главная улица Херсона, стрелой протянувшаяся от берега Днепра до городских ворот (находившихся в районе современной областной больницы по проспекту Ушакова), носила название Почтовая. За городской чертой начинался почтовый тракт – путь, связывающий молодой Херсон с другими городами Россий-ской империи. Этой дорогой въезжали и выезжали из Херсона путешественники, доставляли в город товары и продукты. Пролетали под звон бубенцов со спешным грузом деловой и частной корреспонденции почтовые извозчики. Неслучайно еще в конце XIX века сложилось мнение, что «почта и телеграф являются “нервом” государства». Невозможно представить себе город, лишенный почтовой службы. Поэтому, еще с самого начала строительства Херсона в городе началось обустройство почтового сообщения. Первоначально городская почтовая контора располагалась в арендуемом доме на улице Эрделевской (нынче улица Комсомоль-ская). Затем она занимала помещение на улице Суворовской и только лишь в 1831 году, после принятия Сенатом 22 октября 1930 года указа «Об устройстве почтовой части», обосновалась в специально построенном здании. Херсон-ская почтовая контора входила в Одесский почтовый округ, который подчинялся почтовому департаменту Сената. В 1862 году в Городской почтовой конторе был установлен телеграф, посредством которого херсонцы получили возможность оперативной связи с другими городами страны. По-сле введения в строй телеграфа, почтовая контора получила более серьезное наименование: Херсон-ская почтово-телеграфная контора Одесского почтового округа. С 1885 года в связи с реорганизацией и упразднением почтового департамента Сената почтовая служба Российского государства перешла под управление Министерства внутренних дел. Городская почтово-телеграфная контора производила прием и доставку писем, заказных отправлений, бандеролей, посылок, денежных переводов по почте и телеграфу. Занималась доставкой периодических изданий, а также мелких частных заказов от различных фирм. Первоначально весь груз к месту назначения перевозили попутные речные суда и извозчики. Но со временем, ввиду увеличения объемов и возросшей ценности отправлений, почтовое ведомство вынуждено было ввести в свой штат ямщиков. Нелегкая работа ямщиков усугублялась российским бездорожьем, а с ранней осени и до поздней весны раскисшие степные пути и вовсе становились непроходимыми. С 1865 года уездная земская управа поднимала вопрос об «улучшении единственного пути, связывающего Херсон и Николаев», но решение проблемы оставалось только на бумаге. Не лучше обстояли дела с перевозкой почты и морозной, снежной зимой. Часто заблудившихся в метель ямщиков находили лишь весной на бескрайних равнинах Херсонской степи. Сильные январ-ские морозы 1907 года унесли жизни восьми почтовых ямщиков. Уже к началу XX века Херсонская почтово-телеграфная контора имела два десятка почтовых ящиков, расположенных в различных частях города. Выемка писем происходила три раза в день с 6 утра до 11 вечера, а из ящика, установленного в конторе, – каждый час. Кроме того, в помещении конторы были установлены «американские шкафы» с именными отделениями. С помощью этих «шкафов» абоненты могли получать свою корреспонденцию без посредничества почтовых чиновников. В 1901 году возникло решение об устройстве в Херсоне беспроволочного телеграфа. С целью проведения необходимых расчетов для постройки телеграфных мачт в город прибыл главный механик Одесского почтово-телеграфного округа Бухгейм. Решено было поставить одну из мачт на крыше городской почтово-телеграфной конторы, вторую – во дворе Голопристанской почты. Для передачи и приема сообщений был использован новейший приемник Попова-Дюкрете. Опыты проводили в течение нескольких лет, но особого успеха по техническим причинам достигнуто не было, и работы свернули. В 1904 году Городская Дума приняла обязательное постановление «об упорядочении названий улиц», предусматривавшее изготовление и установку табличек с названиями улиц и номерами на дома. Что, конечно же, впо-следствии намного облегчило почтальонам поиск адресатов.

< >